Время чтения статьи: 3 минуты
Аутсорсинг и аутстаффинг уже прочно вошли в российский бизнес. В нашем блоге мы неоднократно рассматривали каждое из этих понятий, разбирали преимущества и недостатки, но никогда не сравнивали эти модели кадрового делопроизводства между собой. А понимать разницу очень важно, ведь в одних случаях будет эффективен аутсорсинг, а для других ситуаций подойдет аутстаффинг.
С английского языка слово outsorsing переводится как «внешний источник, ресурс» и подразумевает, что для выполнения каких-либо задач организация привлекает стороннюю компанию. По сути, это заказ услуг у специализированного агентства.
Модель прекрасно подходит для случаев, когда заказчик не хочет сам заниматься каким-либо направлением или у него недостаточно опыта или знаний, чтобы решать определенные задачи. Поэтому он привлекает исполнителя, который специализируется в этой области. Как правило, это непрофильные бизнес-процессы — разработка сайта, бухучет, кадровая работа, реклама и PR, IT, клининг и т.д.
В аутсорсинге нет понятия отпусков и больничных, специалистов аутсорсинговой компании заменить гораздо проще, чем штатных, появляется возможность повысить качество за счет опыта аутсорсера.
Термин outstaffing также пришел к нам из английского языка и может быть переведен как «внешний персонал». То есть организация для выполнения каких-либо работ привлекает сотрудников, которые не входят в штат, но работают в компании заказчика и подчиняются их внутреннему распорядку.
Такая модель может подразумевать:
Работа по этой модели требует от клиента знания и понимания всех нюансов проекта, заказчик сам ставит задачи перед аутстафф-работниками, коммуницирует с ними, контролирует результат.
Тогда в чем между аутсорсингом и аутстаффингом разница, если в обоих случаях речь идет о предоставлении персонала? Все просто:
Аутсорсинг. Перед внешним исполнителем ставится задача, которую он должен решить. Заказчика не интересует КАК это будет сделано, ему важен только определенный результат. Исполнитель сам выбирает средства, определяет количество специалистов, он может работать на своей территории или на территории заказчика в зависимости от особенностей процесса.
Аутстаффинг. Клиенту на определенный срок предоставляется заемный персонал (выведенные за штат или работники ЧАЗ). Клиент сам предоставляет помещения и оборудование, решает, как организовать работу привлеченных сотрудников, отвечает за результат.
Более подробно отличия представлены в таблице.
Что? |
Аутсорсинг |
Аутстаффинг |
Рабочее место |
- на территории и оборудовании аутсорсера; - на территории и оборудовании заказчика; - и на территории исполнителя, и на территории заказчика |
на оборудовании и территории заказчика |
Оформление трудовых отношений |
С компанией-исполнителем |
|
Оплата работ/услуг |
По факту выполненных работ или в соответствии с условиями договора |
По количеству фактически отработанных часов, обычно дважды в месяц (в соответствии с ТК РФ) |
Управление командой/работниками |
Аутсорсер назначает менеджера, ответственного за проект |
Управление командой или процессом осуществляет заказчик (не исключена возможность назначения менеджера за доп. плату) |
Контроль производственного процесса |
Осуществляется преимущественно аутсорсером на основании техзадания клиента, но возможен и со стороны заказчика |
Осуществляется заказчиком |
Ответственность за результат |
Аутсорсер |
Заказчик |
Предмет договора |
Выполнение работ/оказание услуг |
Предоставление труда работников |
Мы знаем, что нет ничего идеального, у всего есть плюсы и минусы, поэтому, чтобы избежать сложностей в дальнейшем, стоит знать слабые места каждой модели:
Нельзя сказать, что недостатки критичны, с ними можно столкнуться и при самостоятельном ведении бизнес-направления. Преимущества же более весомы: они позволяют сократить расходы, связанные с поиском персонала, администрированием кадров и процессов и сэкономить самый ценный ресурс —– время.
АУТСОРСИНГ
|
Низкий уровень вовлеченности у внешних работников. Аутсорс-персонал не является частью сплоченной команды заказчика, которая работает на общий результат. Рекомендация: изучайте кейсы, читайте отзывы о предполагаемом партнере, чтобы оценить его деловую репутацию и сделать правильный выбор.
|
Сложности восприятия корпоративной культуры заказчика. Аутсорс-сотрудники "заточены" под стандарты их компании, поэтому могут возникать разночтения в понимании корпоративных особенностей той организации, куда они попали. Рекомендация: лучше потратить немного времени на объяснение основных постулатов корпоративной этики и стандартов.
|
|
Зависимость от добросовестности исполнителя. Так как заказчик не всегда может постоянно контролировать процесс, ему придется полностью положиться на исполнителя и его опыт в подобных проектах. Рекомендации: договоритесь о периодичности предоставления отчетов о ходе выполнения задач и методах промежуточного контроля.
|
|
Утечка информации. Из-за этого многие компании опасаются допускать аутсорсеров до критически важных процессов. Рекомендации: передавайте процессы с наименее критичным риском, определите круг лиц и разработайте регамент доступа.
|
|
АУТСТАФФИНГ
|
Заключение договора с компанией на УСН с критическим числом работников. Также может выглядеть, как попытка уйти от налогов.
|
Отстутсвие госаккредитации у частного агенства занятости. Деятельность ЧАЗ должна быть лицензирована.
|
Очень важно понимать, что предоставлять труд работников могут только ЧАЗ, получившие государственную аккредитацию и соответствующие определенным требованиям.
Итак, обе модели позволяют оптимизировать работу с персоналом, освободить время на решение важных вопросов, а, зная специфику, преимущества, недостатки и риски, найти вариант, учитывающий особенности бизнеса, будет несложно.
Если вы не знаете какой способ нужен именно вам, запишитесь на бесплатную консультацию к нашим специалистам по номеру телефона или задайте свой вопрос эксперту.